Home

Open events at Harmony

В институте "Гармония" преподают и учатся разные интересные люди. И у них есть друзья и знакомые – тоже разные интересные люди. И мы подумали, что было бы здорово делиться друг с другом разными интересными людьми и событиями. И решили организовать «Встречи в Гармонии» - с людьми, с явлениями, с профессиями, с разным опытом, с поэзией, с кино, с различными культурными событиями.  Мы ждем всех, кому интересно разделить с нами это пространство. Вход свободный, по предварительной записи по телефону 371-8220.

 

В субботу 3 ноября Дэни Шандор приглашает всех посмотреть и обсудить художественный фильм «Догвилль» (2003 год, режиссёр Ларс фон Триер). Этот разговор Дэни предлагает посвятить теме встречи Я и Другого, которая в том числе происходит и в пространстве психотерапии.

«С одной стороны терапия происходит, когда встречаются двое: Клиент и Терапевт, но на самом деле это встреча двух людей, каждый из которых является и Я и Другим. Эти роли постоянно меняются и дают возможность исследовать себя на очень глубоком уровне. Я буду использовать фильм «Догвилль», чтобы продемонстрировать этот процесс постоянного движения между Я и Другим. После просмотра мы обсудим этот вопрос на примерах фильма и процесса терапии. 

Вход свободный, по предварительной записи по телефону 371-8220.  

 

В субботу 22 сентября в 19:00 всех желающих приглашаем на выступление Петербургского Театра «Playback».

Это выпускники Международной школы Плейбек театра Джонатана Фокса. Вот что участники группы рассказывают об этом жанре: "Театр Плейбэк - это самостоятельный жанр, вбирающий в себя и искусство и терапию, но не являющийся ни тем, ни другим. Здесь нет написанных пьес и отрепетированных ролей. Плейбэк называют «театром зрительских историй». Вы рассказываете один небольшой - веселый или печальный - эпизод своей неповторимой жизни, а актеры «возвращают» вам вашу историю в виде маленького театрализованного представления, которое рождается на ваших глазах. И, сидя рядом с ведущим, вы наблюдаете, как ваша история наполняется чужой энергией и отделяется от вас. Вы становитесь свидетелем собственной жизни. Может быть, вы, вместе с другими зрителями, в которых ваша история всколыхнет что-то свое, заплачете, может быть, засмеетесь, но наверняка что-то увидите по-новому. Чтобы понять, что же это такое, нет лучше способа, чем побывать на перформансе! Мы не гарантируем, что наше представление Вам понравится, но точно не оставит Вас равнодушными!"

Вход свободный, по предварительной записи по телефону 371-8220.   

 

Просмотр и обсуждение документального фильма "Малыши" (2009)

В субботу 14 апреля мы вместе смотрели документальный фильм "Малыши" (2009) французского режиссера Томаса Бальмеса, который представит Ирина Гуревич:

"Этот фильм погружает нас в самое сердце четырех непохожих друг на друга культур, передает самые трогательные моменты, связанные с первыми месяцами жизни четырех малышей из Японии, Монголии, США и Намибии. Изо дня в день в течение восемнадцати месяцев в четырех странах мира камера беспристрастно наблюдает за младенцами с момента рождения до их первых шагов. В этой картине нет ни одной постановочной сцены, подход режиссера к съемке был очень тщательным, и результат получился удивительным, просто потрясающим.

Мы можем вместе еще не раз почувствовать красоту этого мира, подлинную силу жизни, пережить чудесные приключения и открытия вместе с малышами - Мари, Байярджарга, Хетти и Понихао".

 

Просмотр и обсуждение документального фильма "Коснуться звука: Путешествие в звук с Эвелин Гленни"

В субботу 31 марта Сергей Валюхов приглашал всех посмотреть и обсудить документальный фильм «Коснуться звука: Путешествие в звук с Эвелин Гленни» режиссера Томаса Ридельсхаймера. Вот что говорит Сергей об этом фильме: 

"Этот фильм очень соответствует своему названию – это путешествие в мир звука вместе с Эвелин Гленни, в живой мир вибраций и колебаний. Особенность путешествия состоит в том, что проводник в этом путешествии, Эвелин Гленни потеряла слух в 11 лет. Сейчас Эвелин музыкант с мировым именем, играет с симфоническими оркестрами и рок-исполнителями, она дает около 100 концертов в год (!). Эвелин удостоена множества наград, в том числе премии Грэмми за лучшее исполнение камерной музыки, она кавалерственная дама Ордена Британской империи. Ее личная история и ее достижения вдохновляют и восхищают многих людей (совершенно справедливо, на мой взгляд). Но за этим стоит еще и удивительный способ отношений с собой и миром, который позволяет выходить за пределы привычных представлений и стереотипов, и расширяет представление о возможностях человека".  

 

Просмотр и обсуждение художественного фильма "Ушедшие" (Япония, 2008 год).

Его представил Александр Бадхен. вот что он говорит об этом фильме:  

"Красивый, глубокий, медленный фильм. О поисках себя. О том, что свое призвание может обнаружиться совсем не там, где мы думали. Для героя фильма неожиданным образом призванием оказывается роль проводника в такой ответственный момент человеческой жизни, которым является смерть. Обычно мы стараемся избегать темы смерти. В нашей культуре смерть парадоксальным образом исключена из порядка жизни. Но смерть может не только разлучать и разъединять, она также может объединять и учить. И она может быть встречена с достоинством и красотой.Возможно и мы из этого теплого ироничного фильма сможем чему-то научиться".      

 

 

Встреча с актерами "Петербургского театра Плейбэк"  

Давайте, познакомимся!

Мы - труппа «Петербургского театра Плейбек»! Так сложилось, что большинство из нас - выпускники, студенты или преподаватели Института «Гармония». Мы - труппа становящаяся - пока еще находимся на середине процесса обучения мастерству плейбек-актера в «Международной Школе Плейбек-театра Джонатана Фокса» и готовы поделиться с вами тем, чему уже научились. И мы приглашаем вас - наших друзей и коллег - поделиться с нами вашими историями! А мы с радостью «вернем» их вам! И с не меньшей радостью ответим на ваши вопросы после перформанса! 
 
Но может быть, вы еще не знаете, что такое Плейбэк театр?
Ну, конечно, это Театр, но театр не совсем привычный. Здесь нет написанных пьес и отрепетированных ролей. Плейбэк называют «театром зрительских историй». Вы рассказываете один небольшой – веселый или печальный - эпизод своей неповторимой жизни, а актеры «возвращают» вам вашу историю в виде маленького театрализованного представления, которое рождается на ваших глазах. И, сидя рядом с ведущим, вы наблюдаете, как ваша история наполняется чужой энергией и отделяется от вас. Вы становитесь свидетелем собственной жизни. Это самостоятельный жанр, вбирающий в себя и искусство и терапию, но не являющийся ни тем, ни другим. Чтобы понять, что это такое, лучше всего побывать на представлении.

 

 Просмотр и обсуждение фильма "Малыш" 
(США, 2012 год).

27 ноября, в воскресенье  мы вместе смотрели  художественный фильм «Малыш» (реж. Джон Тартелтауб, США, 2000 год), который представляет Марк Певзнер:  

«Фильм «Малыш» о том, как на нас влияет наша личная история, и особенно та её часть, которая связана с детством. Она во многом определяет то, как мы живем, чем занимаемся, как строим отношения с другими людьми. Время движется из прошлого в будущее – это допущение физики. Психолог П.Гудмен по поводу понимания проблемы времени, говорил: «взрослая жизнь – это не то, что сменяет детство, а то, что бывает помимо детства…. Если вам пятьдесят, то одновременно вам сорок, тридцать, двадцать, десять, пять лет и два года…. Ощущения детства важны не потому, что они составляют прошлое, которое надо преодолеть, а потому что они составляют некоторые из самых удивительных сил взрослой жизни».

В отношениях «взрослого» и «ребенка» - двух сторон одного человека заложен ресурс для изменения своей жизни и судьбы. Мне кажется, фильм и об этом».    

  

Просмотр и обсуждение фильма «Лурд» 
(Германия, Франция, 2009 год).

 7 октября мы вместе смотрели художественный фильм «Лурд» (Германия, Франция, Австрия, 2009 год), который представлял Сергей Валюхов: 

"Действие фильма проходит в Лурде во Франции. Главная героиня – девушка в инвалидном кресле, которая приняла участие в одном из множества организованных туров для паломников. Но вышло так, что ее тур продлился всего несколько дней…

Мне этот фильм интересен, так как он приглашает к диалогу, поднимая множество вопросов философских, психологических и социальных - о феномене веры, о божественной воле и внутренних возможностях человека, границах чудесного и объяснимого, об отношении к болезни и исцелению, об отношении к другому. Но прежде всего для меня этот фильм о человеческих отношениях, о том, какими могущественными могут быть участие, внимание, равнодушие, зависть. Я приглашаю вас вместе посмотреть это кино и поразмышлять над этими вопросами". 

 

Встреча с психотерапевтом, писателем, поэтом Виктором Каганом 

24 сентября мы встречались с психотерапевтом, писателем, поэтом Виктором Каганом. Виктор Ефимович принимал участие во «Встречах в Гармонии» уже второй раз, и мы очень рады, что опять в Гармонии  собралось очень много народу, и образовалась удивительная атмосфера, когда мы не замечали времени, и хотелось слушать его стихи и истории из жизни еще и еще. 

«Витя – удивительный человек. Он умеет быть настоящим и щедрым во всем, будь то психотерапия, писательство или фотография - ему удается сохранить юношескую страстность и чуткость, чем бы он ни занимался. Страсть и сострадание – принадлежат одному корню, и это объединяет поэта и психотерапевта. Но часто поэт видит дальше, и психотерапевту у него есть чему поучиться. Вот уже больше десяти лет Виктор Каган живет и работает в США, и просто замечательно, что у нас есть возможности встречать с ним, слушать его стихи, говорить о жизни и обо всем на свете, даже о психологии...".
Александр Бадхен, директор Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп института "Гармония".

 

Просмотр и обсуждение фильма «Быть и иметь» Николя Филибера (Франция, 2002 год).

13 марта в рамках проекта "Встречи в Гармонии" мы пригласили всех желающих вместе посмотреть фильм «Быть и иметь» Николя Филибера, который представила Мария Соловейчик:
"Быть и иметь" - документальный фильм Николя Филибера о жизни сельской школы с единственным классом, куда каждое утро привозит школьный автобус со всей округи детей в возрасте от 4 до 11 лет. Режиссер не искал какую-то особенную школу, с особенными детьми или особенным учителем. Ему хотелось только, чтобы школа находилась в регионе, где климат не райский, то есть осень ненастная, а зима снежная, и чтобы помещение школы было подходящим для съемок: достаточно просторным, чтобы съемочная группа разместилась в ней, не слишком стесняя детей и учителя, и достаточно светлым, чтобы не использовать искусственное освещение. 5 месяцев школу искали, затем 4 месяца снимали. Получился фильм «про жизнь» во французской глубинке, про отношения учителя с детьми и с родителями, родителей с детьми и детей между собой. По-моему, очень интересный, об отношениях, которые взрослый выстраивает с детьми.

Со мной солидарно жюри Каннского фестиваля, отобравшее фильм для показа, а также 2 миллиона французов, посмотревших этот фильм, благодаря чему он вошел в двадцатку самых «смотримых» фильмов Франции 2002 года. Кроме Франции, этот фильм демонстрировался еще в 17 странах. Россия в это число, кажется, не вошла, потому что перевода на русский язык мы найти не смогли. Смотрят его только посетители медиатеки Французского института в Петербурге, а теперь появился шанс еще и у нас." 

 

Просмотр и обсуждение фильма «Посетитель» (США, 2007 год).

12 февраля мы вместе смотрели фильм «Посетитель» (США, режиссер Томас МакКарти, 2007 год), который представлял Александр Бадхен.

Вот как зрители описывают свои впечатления об этом фильме на одном из сайтов о кино:

«Сюжет фильма рассказывает об этапе жизни уже не молодого, унылого профессора, потерявшего после смерти жены всякий интерес ко всему происходящему. Он преподаёт один и тот же класс в университете, все свободное время проводит один, редко улыбается, терпеть не может свою работу и с полной апатией относится ко всему, что происходит вокруг него. Единственное, что ему по прежнему нравится делать в постоянные минуты одиночества — это слушать музыку.  

В один прекрасный день ему предстоит посетить ученую конференцию в Нью-Йорке, в городе, в котором он провел большую часть своей жизни и из которого уехал после смерти жены, известной пианистки. По приходу в свою квартиру он обнаруживает в ней молодую пару, которая поселилась там в его отсутствие.  

Именно с этой ноты и начинается «Посетитель» — прелестное, отлично поставленное, маленькое кино. Чувственное и трогательное исполнение главной роли Ричардом Дженкинсом является центром фильма, вокруг которого задействованы очень открыто сыгранные персонажи и поражающие своей искренностью моменты. Гениально продуманные режиссером истории каждого из героев не поражают воображения, а просто согревают сердце. Томас МакКарти не пытается играть по крупному, он рассказывает историю, заставляющую людей вставать со своих мест в кинотеатре и хлопать, со слезами на глазах». 

К сожалению, этот фильм прошел в российском прокате довольно «тихо», а между тем он удостоился высочайшей оценки кинокритиков, а исполнитель главной роли - номинации на премию «Оскар». Но главное, конечно, не в этом. События в фильме происходят в другой среде, другой культуре и, казалось бы, совершенно не из нашей жизни. Но на самом деле те проблемы, которые фильм поднимает, очень актуальны для нас сегодняшних. 

 

Встреча с литературным клубом "Новые пилигримы"

27 ноября в 19:00 в рамках проекта «Встречи в Гармонии» все желающие смогли стать участниками поэтического вечера литературного клуба "Новые пилигримы", на который нас пригласила выпускница института «Гармония» Маша Савостина:

«Десять лет назад в один из пятничных вечеров я пришла в библиотеку, где собирался литературный клуб "Новые пилигримы". Так началось моё знакомство с этими удивительными людьми. Они сидели в кругу и читали стихи по очереди. Никто никого не учил стихосложению, не оценивал, не обсуждал услышанное. Откликались лишь чувствами, ассоциациями и другими стихами - своими и чужими. И мне кажется, что такое бережное отношение друг к другу в нашем сообществе способствовало раскрытию не одного таланта!  То, как мы общались в кругу на семинарах в Гармонии, напомнило мне атмосферу, царившую в "Пилигримах". И я давно мечтаю, чтобы эти два круга объединились хотя бы на один вечер. Эта встреча в Гармонии для меня - знакомство двух миров, каждый из которых мне очень дорог"

На вечере у всех пришедших была возможность пообщаться с пилигримами не только как с поэтами, но и как с интересными и разносторонними людьми. Но главное - прикоснуться к волшебству поэзии, попробовать самому стать участником действа...

 

Встреча с актерами Театра зрительских историй «Playback»

16 октября, в субботу вечером, в рамках проекта «Встречи в Гармонии» состоялось замечательное и редкое для Петербурга событие - мастер-класс Театра зрительских историй «Playback».
 
«Плейбек-Театр» - это оригинальная форма театральной импровизации, где сценаристами действия являются сами зрители. Любой зритель может выйти на сцену, рассказать о реальных событиях, произошедших в его жизни, а затем увидеть, как его рассказ незамедлительно воплощается в сценическое действие. Этот метод был создан в 1975 году и с тех пор распространился по всем континентам, завоевав огромную популярность у миллионов людей - и зрителей, и актеров. Подробнее… 
На мастер-классе мы смогли познакомиться с ритуалом и базовыми техниками Плейбек Театра, попробовать себя в роли актера и рассказчика, на собственном опыте почувствовать радость взаимодействия, игры, творчества. Плейбек театр помогает раскрыть творческие способности, учит видеть ситуацию со стороны, развивает эмпатию и умение взаимодействовать с партнерами. Мастер класс провели сертифицированные выпускники школы Джонатана Фокса Center for Playback Theatre (Нью Йорк), актеры Театра зрительских историй Playback (Москва): Ирина Михайлова, Михаил Кучинский, Алексей Белокуров.
 
Актеры Плейбек-Театра – пока редкие гости в Санкт-Петербурге. Мы впервые познакомились на Международной Конференции «Я и Другой: Пространство отношений», где они проводили мастер-класс. Их работа показалась нам настолько необычной и произвела такое неизгладимое впечатление, что захотелось познакомиться поближе.  
 

   

Встреча с путешественником Дмитрием Шумиловым 

Дмитрий Шумилов
Психолог, тренер, путешественник по внутренним и внешним пространствам

С 2007 года путешествует по странам Африки. В общей сложности провел там больше девяти месяцев. Создал проект  "Марокко: над уровнем моря" – приключенческая экспедиция, ставящая  своей целью погружение в страну и ее культуру, исследование себя и другого, поиск приключений, а также объединяющая людей, стремящихся к подлинной красоте, аутентичности, к новым переживаниям и насыщенному отдыху. Автор проекта "Ночная навигация": психологический марафон.

Дмитрий Шумилов окончил факультет психологии СПбГУ и Международную школу психотерапии, консультирования и ведения института "Гармония". Интересы лежат в области пересечения психотерапии, коучинга, путешествий, этнографии, искусства, духовного развития и бизнеса. В разное время работал с наркозависимыми, детьми, студентами и специалистами помогающих профессий, а также в области торговли и туризма. Сейчас проводит тренинги, занимается психологическим консультированием, разрабатывает новое направление в области глубокого туризма и иногда - живописью. Главным достижением своей жизни считает путешествие по странам Африки. Почитать об этом можно в его блоге http://dmitry-shumilov.livejournal.com или на сайте http://www.afrotravel.ru.

В середине апреля Дмитрий вернется из очередного путешествия и на встрече поделится с нами своими впечатлениями, размышлениями и фотографиями.  

 

Просмотр и обсуждение фильма Александра Слободского
"Больше единицы" о ленинградском периоде Иосифа Бродского

 

Александр Слободской
Кинорежиссер, сценарист, 
член Союза кинематографистов России

 

 

С 1977 по 1982 год учился во ВГИКе на режиссерском факультете в мастерской А.М.Згуриди. После окончания института 12 лет работал на киностудии «Леннаучфильм», затем на телеканале «Культура».

В последние 10 лет снимает фильмы по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии, а так же для телеканалов: РТР, «Культура», «СТО». За время работы снял более 50 документальных фильмов.

"Больше единицы". Ленинградский период Иосифа Бродского"

«Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить ВУЗ, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это…   от Бога»… 

(Отрывок из разговора Иосифа Бродского
с судьей Савельевой во время суда над поэтом).

Этот документальный фильм расскажет нам о Поэте от Бога, Нобелевском лауреате по литературе – Иосифе Бродском. Знаменитые «Полторы комнаты» в доме на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля. Здесь в большой ленинградской коммунальной квартире до высылки из страны в 1972 году жил Иосиф Бродский со своими родителями. В день съемок фильма в комнате, которую занимали родители поэта, собрались близкие друзья Бродского: писатель и историк Яков Гордин, переводчик и историк литературы Константин Азадовский, доктор физ.-мат наук Михаил Петров, искусствовед Михаил Мильчик… Они собрались, чтобы вспомнить о нем, и рассказать о его жизни и творчестве в ленинградский период. О  суде над поэтом и последующей за этим ссылкой, о периоде его юношеского взросления и становления, о той атмосфере дружбы, творчества, в которой он жил в эти годы и которые сформировали его как Поэта. В фильме впервые использованы уникальные фотографии из личных архивов друзей поэта, рисунки Бродского, хранящиеся в фондах С-Петербургской Национальной библиотеке. Мы сможем услышать и самого поэта, читающего свои стихи.  

После фильма мы сможем поделиться впечатлениями и поговорить. 

  

Просмотр и обсуждение фильма Надин Лабаки "Карамель" 

В субботу, 20 марта мы пригласили всех желающих вместе посмотреть хорошее кино, а потом обменяться впечатлениями и поговорить. Александр Бадхен представил фильм «Карамель» (режиссер Надин Лабаки, производство Франция-Ливан, 2007 год). 

В Бейруте, пять женщин встречаются регулярно в салоне красоты, красочном и чувственном микрокосме города, и делятся секретами друг c другом. Лаяла любит Рабих, но Рабих женат. Нишрин – мусульманка, и предстоящий брак формулирует проблему: ее жених не первый ее мужчина. Риму влечет к женщинам, особенно к прекрасной клиентке с длинными волосами. Жамаль не хочет стареть. Роза жертвует своим личным счастьем, ради заботы о своей пожилой сестре. Фильм «Карамель» яркий, светлый, наполненный легкостью, тонкой дымкой ливанской культуры, замечательной музыкой.

Вот как Саша Бадхен объясняет, почему он решил показать именно этот фильм: «Есть такие фильмы, которые обращаются глубоко вглубь тебя и надолго остаются после просмотра. «Карамель» - один из таких фильмов. Мир Ливана – совершенно удивительный и особый, и фильм снят с большой любовью и мудростью. И еще он очень правдив, и в нем много нежности и любви…». Фильм без дубляжа, чтобы сохранить аромат родного языка героинь, Саша переводил субтитры.  На встречу пришло очень много людей - в зале собралось больше 70 человек.  

 

 Встреча с кинорежиссером Александром Слободским 

 

 Александр Слободской

Кинорежиссер, сценарист,
член Союза кинематографистов России
 
 

С 1977 по 1982 год учился во ВГИКе на режиссерском факультете в мастерской А.М.Згуриди. После окончания института 12 лет работал на киностудии «Леннаучфильм», затем на телеканале «Культура». В последние 10 лет снимает фильмы по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии, а так же для телеканалов: РТР, «Культура», «СТО». За время работы снял более 50 документальных фильмов.

В субботу 30 января на встрече в институте «Гармония» у нас была возможность познакомиться с Александром Слободским, поговорить по душам и вместе посмотреть два его фильма:  

«Давай вместе». 

В Санкт-Петербурге на Петроградской стороне, во дворе школы стоит цирковой шатер. Он принадлежит цирку с необычным названием «Упсала – цирк». Это единственный в России социальный цирковой проект для безнадзорных детей. В цирке занимаются дети и подростки из групп социального риска от 7 до 18 лет. Чаще всего, это дети, проводящие большую часть своего времени на улице, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Задача «Упсала – цирка» - создать для них альтернативы уличной жизни, вернуть в общество. Ведь занятия цирковым искусством позволяют подросткам реализовать свою потребность в риске и сделать это социально-приемлемым способом. О том, как создавался этот цирк, как он работает сегодня, какой жизненный путь прошли юные артисты, рассказывает фильм «Давай вместе». Производство киностудии «АРТ-ЭКСПРЕСС», фильм снят при финансовой поддержки Федерального агентства по культуре и кинематографии в 2008 году.  

«Служка».
Бывший военный инженер, бывший главный технолог одного из Ленинградских заводов Зуся Гуревич работает шамесом малого молельного зала Большой Хоральной синагоги Санкт-Петербурга уже 15 лет. Гуревичу чуть больше 70-ти. «Шамес» в переводе с идиш на русский язык значит - «служка». В его обязанности входит: оформить молитвы за здоровье живых и поминание по усопшим, научить, разъяснить, а иногда и просто поговорить по душам с теми, кто приходит к нему. Прихожане синагоги говорят – «Реб Зуся - это наше все». Он следит за порядком и чистотой в синагоге, помогает во время службы… В образе Зуси Гуревича сконцентрированы черты мудрых еврейских стариков, прошедших тяжелую жизнь, но, несмотря ни на какие превратности судьбы, всегда остающихся неунывающими и оптимистично смотрящими в будущее. Фильм снят при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии. Производство Центральной Студии документальных фильмов, Москва 2005 год.

Ольга Голикова, редактор сайта Гармонии, рассказывает о своих впечатлениях:
"Честно говоря, я не знала, чего ожидать от этой встречи. Я не очень знакома с таким жанром, как документальное кино, и представляла его чем-то вроде исторических зарисовок или журналистского расследования, которые показывают по телевидению. А оказалось, что неважно, к какому жанру относится то, что показал нам режиссер Александр Слободской. По мне, так это истории, рассказанный вот таким особым языком, передающим весь колорит, запах, цвет, словечки, тайные переживания и явные эмоции героев. А они сами по себе требуют отдельного рассказа. Я впервые узнала, что в Петербурге, практически в самом центре, есть совершенно особый мир – мир Зуси Гуревича, шамеса малого молельного зала Большой Хоральной синагоги. Казалось бы, его жизнь довольна буднична и состоит из ежедневных забот, вкручивания перегоревших лампочек, деловитых расспросов о том, чего хотят прихожане синагоги, поддержания чистоты в помещении и т.п.. И фильм «Служка» построен как неторопливый рассказ об этой самой будничной жизни, от которого почему-то нельзя оторваться, а в некоторые моменты, честное слово!, ощущаешь комок в горле, потому что через эту будничную форму проступает что-то такое по-настоящему глубокое и сильное в жизни этого человека – его миссия, его служение на этой земле, с чем я соприкасаюсь через экран. Сам автор, когда мы спрашивали его о впечатлениях от своего героя, сказал, что если бы ему в юности встретился Зуся Гуревич, то он мог бы повлиять на выбор жизненного пути, такой силы личности этот человек. И вообще оказалось, что Александр снимает фильмы именно о таких особенных, «штучных» людях. «Давай вместе» - фильм о цирке «Упсала», его создателях и актерах: ребятах, которые, пройдя через безысходность и одиночество уличной жизни, обрели здесь не только друзей и взрослых, которым можно верить, но и себя самих! Чтобы работать с такими детьми, нужны какие-то особенные  запасы любви, мудрости и терпения, какие встречаются не так уж часто, поэтому одна из героинь, художественный руководитель цирка «Упсала» Лариса – тоже совершенно особенная, очень сильная и по-детски непосредственная. «Как же вы позволяете себе сдаться?!!» - кричит она ребятам на репетиции. Фильм очень трогательный, несмотря на то, что в нем нет душещипательных историй о «предыдущей» жизни артистов, только их настоящее. И еще одно очень сильное ощущение после фильма – надежда. Несколько человек, горячо верящих в свою идею, могут изменить окружающий мир – мы только что это видели!

Конечно, пересказывать кино – довольно бесперспективное занятие, но мне хотелось хоть чуть-чуть передать свои эмоции после просмотра и разговора с автором. Я уверена, что фильмы Слободского стоят того, чтобы их смотреть. Причем всем – детям, взрослым, подросткам. Очень жаль, что на самом деле смотреть их практически негде – разве что на фестивалях документального кино. Поэтому мы решили, что будем устраивать такие встречи еще и не раз.
И что еще мне непременно хочется отметить – Александр Слободской оказался совершенно влюбленным в свою профессию человеком (и это несмотря на то, что он в ней уже больше 20 лет!), и замечательным рассказчиком. Встреча получилась очень теплая и «гармоническая», и мы договорились, что 5 мая вместе посмотрим фильм Александра Слободского об Иосифе Бродском.

 

Встреча с психотерапевтом, писателем, поэтом Виктором Каганом 

Виктор Каган

Вот как Александр Бадхен, директор Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп института "Гармония" говорит о Викторе Кагане:

 "О Викторе Ефимовиче - враче и поэте говорят как о человеке штучном. Его книгами зачитываются и специалисты, и люди, далекие от этой профессии. Он - лицензированный клинический психолог, в США занимается психотерапией, в том числе и дистанционной, а его интернетовские посты обрастают откликами из разных уголков мира". (из "Новой Газеты" за 28 октября 2009, подробнее читайте на сайте:

http://www.novayagazeta.ru/data/2009/120/15.html)

Виктор Каган - наш друг и коллега, с которым с начала 90-х годов мы вместе выращивали "Гармонию". Доктор наук, автор многих книг по психиатрии и психотерапии, один из наиболее ярких российских психотерапевтов. Его судьба сложилась так, что в конце 90-х он уехал в США. И теперь живет и работает там. И пишет стихи."

В воскресенье, 13 декабря, у нас была замечательная возможность увидеться с ним, послушать его стихи, поговорить о многих серьезных и не очень вещах. В самом большом тренинговом зале института "Гармония" яблоку было негде упаcть - больше 60 человек пришли на эту встречу.  Начало было очень глубоким и наполненным поэзией - Виктор Ефимович читал свои стихи, и продолжение было не менее интересным - после перерыва у всех желающих была возможность задать ему свои вопросы. Темы разговора оказались самыми разными: и о русской школе психотерапии (есть она или нет), и об огромном опыте Виктора Кагана в работе с пожилыми людьми, и о совершенно потрясающих возможностях психологической помощи людям, страдающим онкологическими заболеваниями, которые Виктор Ефимович использует в своей практике, и о том, что для психотерапевта может быть его ресурсом и еще о многом другом. Мы задержались даже дольше запланированных 3-х часов - так не хотелось заканчивать встречу. По отзывам участников, многое вызвало отклик и запомнилось, и особенное впечатление осталось от него самого - человека, который, по его словам, "старается заниматься в жизни только тем, что ему интересно". 

 

 Визит Ирвина Ялома и его жены Мэрилин в Санкт-Петербург 

20 ноября после встречи с психологами, студентами и читателями, организованной в Москве, выдающийся психотерапевт и писатель Ирвин Ялом и его жена Мэрилин приехали в Санкт-Петербург. Они провели в нашем городе три дня. Институт психотерапии и консультирования «Гармония» принял активное участие в организации визита супругов Ялом в Россию. Александр Бадхен, директор Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп института «Гармония» был одним из сопровождающих Яломов в ходе визита в Санкт-Петербург. Он поделился с нами своими впечатлениями:
 
«Это моя вторая встреча с Ирвином Яломом. В первый раз мы встретились у него дома в Пало-Алто в 1998 году, когда мы с Марком Певзнером приезжали на конференцию в Стэнфордский университет. Но еще до этого, в 1995 году Ирвин Ялом согласился поддержать нашу Международную школу и вошел в состав ее попечительского Совета.
 
20 ноября Яломы прилетели из Москвы в сопровождении Елены Поповой и Светланы Штукаревой – руководителей московского Института повышения квалификации практикующих психологов, организовавших приезд Яломов в Россию, за что им огромное спасибо!
 
Ялом говорит, что в России чувствует себя знакомо, комфортно. Несмотря на то, что приезду в Петербург предшествовала неделя работы в Вене, а затем несколько дней в Москве, он бодр, активен, щедро делится воспоминаниями, наблюдениями, рассказывает о происхождении некоторых эпизодов и героев своих книг. Он интересуется, популярна ли групповая терапия в России, как построено обучение групповой терапии в «Гармонии». Я рассказываю о нашей работе. Он интересуется современными российскими писателями. Есть ли в России писатели-психологи, подобные ему? Он просит написать ему имена современных писателей, которые ему могут дать представление о современной российской литературе. Я рекомендую Леонида Цыпкина, Людмилу Улицкую, Виктора Пелевина, Татьяну Толстую. Оказывается, Цыпкина он читал по рекомендации своего друга, специалиста по Достоевскому. Помнит, что книга произвела большое впечатление. 
 
Первая прогулка по вечернему Питеру. Естественно, под проливным дождем. Невский. «Здесь широкие улицы, удобно гулять». «Правда ли, что в Петербурге есть кафе, где все играют в шахматы?» Я говорю, что не слышал про такое. «Я бы хотел пойти в это кафе», продолжает Ирвин. Обоих супругов интересуют шахматы. Мэрилин - автор книги «История шахматной королевы». Ирвин любит играть в шахматы, и слышал, что «в России есть такая традиция - люди собираются и играют в шахматы прямо на улице, в скверах или парках». Мы заворачиваем за угол и, вдруг, напротив Катькиного садика – идет игра в шахматы под дождем! Шестеро мужчин, примостившись в углублении ограды сада отдыха, с азартом играют в шахматы. Яломы останавливаются и внимательно наблюдают за игрой, изредка прося переводить им реплики играющих.
 
На следующий день мы были в Эрмитаже. Мэрилин особо интересует французская живопись 18-19 века, Ирвина – импрессионисты. Оба восхищаются Рембрандтом, голландцами, вообще, их потрясла коллекция музея. Вечером смотрим «Сильфиду» в Мариинке. Ирвин активен, естественен, полон жизни, у него ясный ум, легкий, внимательный взгляд. После балета, с улыбкой обращается к нам: «Ну что, теперь на вечеринку?» Все смеются. «В прежние времена в такой ситуации Мэрилин с удовольствием отправилась бы на вечеринку», продолжает он. «Да, - говорит Мэрилин, а теперь я, пожалуй, хочу в гостиницу и спать».
 
В последний день выглянуло солнце, город словно преобразился, засверкал. Настроение у всех замечательное. Мы подъехали к музею Достоевского чуть раньше намеченного времени. Я предложил показать Кузнечный рынок. Продавцы угощают их творогом, медом. Потом – музей. Замечательная экскурсия старшего научного сотрудника Натальи Викторовны Черновой-Герман. Ирвина и Мэрилин очень тронуло то, что они увидели, к чему прикоснулись. Для Ялома Достоевский - мерило писательского таланта. После окончания экскурсии еще какое-то время ходим по музею. Потом едем на могилу Достоевского в лавру.
 
У них много вопросов: почему говорят «белые» и «красные», когда построен Мариинский театр, в каком возрасте уехал из России Набоков? Их интересует, до какой степени мы верили советской пропаганде, можно ли было читать Фрейда в советское время, какова была бы судьба России, если бы победил Троцкий, а не Сталин. В связи с книгой, над которой он сейчас работает, Ирвина интересует Альфред Розенберг, его антисемитские работы, истоки антисемитизма. Он «на середине» написания новой книги. Это будет книга о Спинозе.
 
При расставании, Ирвин говорит, что если он что-то может сделать для «Гармонии», то с удовольствием это сделает. Ему нравится наша работа, и он хочет ее поддержать. Могу с уверенностью сказать, что Петербург нашим гостям понравился. А я еще долго буду вспоминать эти три дня, так много вместившие в себя. Я к ним отношусь как к подарку.

И еще, я хочу выразить огромную благодарность Юле Бурлаковой, нашей замечательной выпускнице Международной школы, которая сопровождала и поддерживала всю программу. Я восхищаюсь ее талантами». 

 Александр Бадхен 

 

 

 

 

Давайте, познакомимся!

Мы - труппа «Петербургского театра Плейбек»! Так сложилось, что большинство из нас - выпускники, студенты или преподаватели Института «Гармония». Мы - труппа становящаяся - пока еще находимся на середине процесса обучения мастерству плейбек-актера в «Международной Школе Плейбек-театра Джонатана Фокса» и готовы поделиться с вами тем, чему уже научились. И мы приглашаем вас - наших друзей и коллег - поделиться с нами вашими историями! А мы с радостью «вернем» их вам! И с не меньшей радостью ответим на ваши вопросы после перформанса! 
 
Но может быть, вы еще не знаете, что такое Плейбэк театр?
Ну, конечно, это Театр, но театр не совсем привычный. Здесь нет написанных пьес и отрепетированных ролей. Плейбэк называют «театром зрительских историй». Вы рассказываете один небольшой – веселый или печальный - эпизод своей неповторимой жизни, а актеры «возвращают» вам вашу историю в виде маленького театрализованного представления, которое рождается на ваших глазах. И, сидя рядом с ведущим, вы наблюдаете, как ваша история наполняется чужой энергией и отделяется от вас. Вы становитесь свидетелем собственной жизни. Это самостоятельный жанр, вбирающий в себя и искусство и терапию, но не являющийся ни тем, ни другим. Чтобы понять, что это такое, лучше всего побывать на представлении.

 

HARMONY Institute for Psychotherapy and Counseling © 2009 / design Myworks